Инструменты: что всегда должно быть в машине

Баллонный ключ

Баллонником называют ключ для колёсных гаек. Без него не открутить спустившее колесо, поэтому баллонный ключ входит в заводской набор инструментов автомобиля — кстати, проверьте, на месте ли он.

Штатный баллонный ключ не очень большой — его длина подобрана так, чтобы взрослый человек мог затянуть колёсные гайки с предписанным усилием и не свернул резьбу шпилек. Но если на шиномонтаже гайки закрутили от души пневматическим гайковёртом, отвернуть их штатным ключом не получится. Поэтому лучше купить удлинённый баллонный ключ или продвинутый телескопический баллонник с выдвижной ручкой. Таким инструментом вы точно открутите закисшие гайки без прыжков на ключе и сломанных шпилек.

Учитывайте, что размерность колёсных болтов и гаек на разных автомобилях отличается: на легковых машинах обычно используют гайки под ключ на 17, 19, 21 и 22 мм. Универсальный вариант — крестообразный баллонный ключ, где есть все ходовые размеры. Диаметр отверстий под гайки в литых дисках тоже разный — ключ может оказаться слишком толстым для ваших колёс. Поэтому примерьте баллонный ключ сразу после покупки, не дожидаясь реального применения. Кстати, альтернативой баллоннику может быть длинный вороток и подходящая по размеру торцевая головка.

Почему надёжный баллонный ключ так важен? Прокол колеса — самая распространённая поломка в дороге, а наибольшую сложность при его замене вызывает именно откручивание колёсных гаек.

Гаечные ключи

Ключ на 10 мм — главный помощник автомобилиста. Им можно открутить много мелкого крепежа в машине, в том числе клеммы аккумулятора. Иногда автомобиль нужно обесточить — например, при сбое сигнализации или после ДТП. Без подходящего ключа вы просто не сможете это сделать. Не забывайте, что ключей нужно два: одним вы будете удерживать болт, а другим откручивать гайку клеммы.

Если аккумулятор нужно полностью снять (например, чтобы заменить или зарядить дома), придётся открутить крепление. Его гайки могут быть как на 10 мм, так и на 12 — поэтому ключ на 12 мм тоже должен лежать в бардачке. Другие ходовые размеры автомобильного крепежа: 8 мм (элементы салона, мелкие хомуты), 13, 14, 17 и 19 мм (детали подвески и двигателя). Купить гаечные ключи можно как по отдельности, так и набором, в удобном чехле или кейсе.

Чтобы не срывать грани гаек, используйте накидные ключи. Но не везде это возможно, поэтому обычные рожковые ключи также нужно иметь в запасе. Универсальный вариант — рожково-накидные комбинированные ключи.

Пассатижи

Пассатижи — действительно универсальный инструмент: могут и болт зафиксировать, и гайку открутить, и хомут сжать, и проволоку перекусить. В «полевом» ремонте они незаменимы, поэтому обязательно должны быть в машине.

Не путайте пассатижи с плоскогубцами: у последних более тонкие и длинные губы, нет выемок и крупных ребристых насечек для захвата крепежа. Плоскогубцы — более специализированный инструмент для мелких деталей, который в дорожном наборе ни к чему.

Хотя то, что все (включая продавцов в магазинах) называют пассатижами — это комбинированные плоскогубцы. У классических пассатижей, которые можно найти в заводском наборе инструментов, нет режущих кромок — они созданы исключительно для силового захвата. Но для универсального применения лучше брать «комбайн» — пассатижи с выемками и бокорезами могут гораздо больше «классики».

Отвёртки

Отвёртка — базовый автомобильный инструмент: винтами и саморезами крепится большинство элементов салона. Например, чтобы сменить салонный фильтр, во многих машинах придётся открутить несколько саморезов крепления бардачка — без отвёртки этого не сделать.

Обычно отвёртки разделяют на шлицевые (плоские) и крестовые. Но всё немного сложнее — существует минимум 2 распространённых типа крестовых отвёрток. Не зная об этом, автолюбители крутят винты тем, что есть под рукой, срывают грани, а потом пеняют на кривизну рук. Хотя всё дело в неподходящем инструменте.

Два основных стандарта крестового шлица: классический PH (Phillips) и более современный PZ (Pozidriv) с дополнительными проточками от срыва граней. Соответственно отличаются и отвёртки: у PZ несколько иная форма жала, чтобы цепляться за эти проточки. Шлиц PZ легко опознать по четырём насечкам на шляпке винта.

Вставив отвёртку PZ в винт со шлицом PH (или наоборот), вы сразу почувствуете, как неплотно она сидит и как легко сорвёт грани при усилии. Поэтому нужно иметь в запасе оба типа крестовых отвёрток. Ну и плоскую шлицевую SL, конечно — она актуальна всегда. Только не отгибайте шлицевой отверткой пластиковую отделку салона, чтобы заменить магнитолу или спрятать проводку видеорегистратора — для этих целей есть специальные съёмники.

Помимо крестовых шлицов PH, PZ и плоского SL, в автомобиле встречаются винты формата Torx (звёздочка) и Hex (шестигранник). И все они бывают разных размеров… Поэтому отвёрток нужен целый набор. Либо можно купить комбинированную отвёртку или отвёртку со сменными битами.

Свечной ключ

Свечной ключ есть во многих штатных наборах автомобильных инструментов. Как следует из названия, нужен он для выкручивания свечей зажигания. В дороге свеча может выйти из строя, двигатель начнёт троить, на приборной панели загорится Check Engine… Не стоит ехать в автосервис своим ходом с такой поломкой: могут сломаться ещё и лямбда-зонды с катализатором, что в разы увеличит стоимость ремонта. Лучше вызвать эвакуатор, либо заменить свечу на месте — для этого и нужен свечной ключ.

Штатный «свечник» (если он есть в заводском наборе) представляет собой трубчатый ключ, пользоваться которым не слишком удобно. Гораздо лучше себя показывают Т-образные ключи с карданом и свечные головки с магнитной или резиновой вставкой внутри, которая удерживает свечу, не давая ей выпасть. Таким инструментом менять свечи зажигания намного проще и быстрее. Свечные ключи имеют 2 стандартных размера: 16 и 21 мм — узнайте, свечи какой размерности используются в вашем двигателе, прежде чем покупать ключ.

Если вы не только ездите на автомобиле, но и самостоятельно обслуживаете его — хотя бы меняете расходники вроде тормозных колодок, — то без хорошего набора инструментов не обойтись. Но и далёким от авторемонта людям инструмент пригодится в поездке. Сломавшись вдали от дома, вы будете во всеоружии и сможете попросить помощи у других водителей — более умелых, но менее запасливых (у большинства с собой нет даже пассатижей).

Перед покупкой набора инструментов для автомобиля вспомните, что у вас уже есть. Например, при наличии молотка, пассатижей или отвёрток нет смысла дублировать те же предметы в составе набора — найдите вариант без них, благо выбор велик. Если ранее вы купили комплект ключей — выбирайте хороший комплект торцевых головок вместо универсального набора инструментов, где те же гаечные ключи составляют треть предметов. А если у вас ничего нет, то ищите большой ящик с максимальным разнообразием инструментов — будет удобнее возить всё в одном чемодане.

Торцевые головки отличаются не только размерами совместимых болтов и гаек, но и посадочным (присоединительным) размером. Традиционно он обозначается в дюймах, наиболее распространённые варианты: 1/2", 3/8", 1/4". Каждому из них требуется вороток или трещотка (ключ со встроенным храповым механизмом) с соответствующим размером квадрата. Присоединить головку к трещотке другой размерности можно только через переходник.

Головки под 1/2 дюйма — это стандартные торцевые головки под большой квадрат. Рассчитаны на длинный вороток и серьёзное усилие, размерный ряд в наборах: от 10 до 32 мм. Используются при ремонте и обслуживании двигателя, трансмиссии и ходовой части.

Головки под 1/4 дюйма — это головки под маленький квадрат для работы с небольшими деталями и усилиями. Размерный ряд в наборах: от 4 до 14 мм. Используются при обслуживании отдельных узлов, благодаря малым размерам трещотки таким инструментом удобно работать в ограниченном пространстве.

Головки под 3/8 дюйма — промежуточный вариант, обычно дополняют 1/2" и 1/4" в больших наборах. Стандартный размерный ряд: от 9 до 19 мм. Компактнее, чем головки и трещотки под большой квадрат, но могут закручивать болты с относительно большим усилием.

Что ещё положить в багажник

Молоток или кувалда могут казаться исключительно слесарными, а не автомобильными инструментами, но они регулярно нужны при обслуживании машины, особенно при демонтаже закисших деталей. Добавьте в список пластиковые хомуты, изоленту и перчатки — очень важные для ремонта в дороге вещи. Помимо инструментов, в машине всегда должны быть «экстренные» аксессуары: домкрат, компрессор, буксировочный трос, провода прикуривания или бустер, светоотражающий жилет и аптечка. А сложить всё это добро можно в удобный ящик для инструментов — личную сокровищницу водителя.

К списку статей
Заказать звонок
Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения.
Отправить